Как выбрать франшизу?
Франшиза – использование торговой марки на правах аренды для продажи собственных товаров и услуг. В настоящее время в России существует около 600 компаний, предлагающих открыть бизнес по франшизе. Большая часть из них развивается в сфере розничной торговли и быстрого питания. Bbport рассказывает, как выбрать надежную франшизу.
Франшиза – использование торговой марки на правах аренды для продажи собственных товаров и услуг. В настоящее время в России существует около 600 компаний, предлагающих открыть бизнес по франшизе. Большая часть из них развивается в сфере розничной торговли и быстрого питания. Bbport рассказывает, как выбрать надежную франшизу.
Как сделать правильный выбор?
Выбор франшизы начинается со знакомства с торговой маркой. Узнайте корпоративную легенду создания фирмы, дату открытия, основателей компании.
Задайте руководству следующие вопросы:
- были ли изменения в названии бренда;
- менялись ли владельцы компании;
- существуют ли другие направления деятельности, кроме представленных;
- каковы планы развития фирмы;
- в каких областях страны представлена торговая марка;
- какова конкуренция в данной сфере бизнеса.
Надёжный франчайзер открыто отвечает на все вопросы, не скрывая информацию. Настороженно относитесь к тем франчайзерам, которые не отвечают потенциальному клиенту, аргументируя это тем, что сведения закрыты.
Обратите внимание на то, кто является юридическим лицом бренда и с кем Вы будете заключать договор. Надёжное юр. лицо не должно иметь в истории существования судебных разбирательств с партнёрами.
Следующим этапом процесса выбора франшизы будет знакомство со сферой деятельности, в которой работает компания. Франчайзер должен предоставить Вам полную информацию обо всех представленных товарах или услугах, к примеру, технические характеристики, цвет, вес в граммах.
Задайте вопросы о том, в каком объёме нужно закупать товары. Узнайте об оборудование, которое может понадобиться для работы, где его покупать и какова его примерная стоимость. Не забывайте о расходных материалах, в каких размерах они закупаются. Обратите внимание на наценку: какую минимальную и максимальную на товары и услуги Вы можете сделать.
Бизнес по франшизе предполагает сотрудничество с поставщиками. Надёжные компании-поставщики осуществляют возврат невостребованного или некачественного товара на определённых условиях. Узнайте эту информацию у франчайзера. Спросите о том, будут ли предоставляться скидки на первую закупку. Хорошие франчайзеры обеспечивают франчайзи скидкой на первый месяц закупок.
Франчайзинговая программа и её экономическая сторона
Выбирая франшизу, проанализируйте динамику открытия компаний. Надёжные франшизы имеют в своём арсенале около 10 открытых предприятий в год. Узнайте, когда начала свою работу франчайзинговая программа. Лучше всего, если компания работает по системе франчайзинга больше трёх лет.
Выбрать правильную франшизу Вам помогут следующие критерии программы:
- количество открытых предприятий (в сети из 100 предприятий – 50 работают по франшизе);
- процент рентабельных компаний (56% от общего числа франшиз);
- динамика закрытия франчайзинговых предприятий (10 компаний в год);
- количество партнёров (минимум 150 работающих франшиз);
- персонал, работающий с франчайзи (квалифицированный, ответственный, готовый прийти на помощь).
Сделать правильный выбор Вы сможете после анализа экономической составляющей франшизы. В первую очередь узнайте сумму паушального взноса (первый платёж за полученные права на торговую марку). Сумма палтежа обычно варьируется от 15 000 до 2 500 000 рублей и зависит от известности торгового бренда. Узнайте, должны ли Вы будете заплатить его сразу, либо в течение определённого времени. Надёжная франшиза предполагает оплату взноса сразу после подписания договора.
Во-вторых, уточните сумму роялти (периодические платежи), а также схему выплаты: ежемесячная, квартальная, годовая. Хорошие франшизы устанавливают роялти в соответствии с чистой прибылью франчайзи.
В-третьих, уточните, какие ещё расходы будете оплачивать Вы, к примеру, рекламные платежи, налоги, заработная плата сотрудников. Надёжный франчайзер оплачивает маркетинговые расходы, содержание интернет-сайта самостоятельно.
Персонал и обучение
Выбирая для себя бизнес, задайте руководству вопросы по поводу персонала и его обучения. Вопросы могут быть следующего плана:
- сколько всего сотрудников стоит нанять для успешной работы;
- количество работников, занимающихся управлением предприятия;
- кто должен работать на начальном этапе развития франшизы;
- в наборе каких сотрудников участвует франчайзер;
- за какие сроки должен быть набран персонал.
Надёжный франчайзер должен дать указания и рекомендации по поводу набора сотрудников и их обучения, а также какая заработная плата может им платиться.
Узнайте, как проходит обучение работников. Это могут быть лекции, проводимые сотрудниками компании, иногда франчайзеры заключают договоры со специализированными бизнес-школами.
Уточните сроки обучения, сколько сотрудников смогут пройти обучение, место проведения занятий.
Обратите внимание на то, с какой периодичностью будет проводиться обучение.
В чём заключается поддержка и контроль франчайзера?
Расспросите владельцев франшизы, какие формы поддержки предоставляются франчайзи. Это может быть консультирование по телефону, e-mail-рассылка новостей, доступ к корпоративной базе, личные встречи. Надёжная франшиза обязательно предоставляет поддержку в виде: консультаций по телефону и скайпу и личных встреч.
Спросите о том, существует ли у фирмы закрытый сайт для сотрудников. Узнайте, с какой частотой франчайзер планирует посещать предприятие франчайзи и сможете ли Вы посещать главный офис фирмы. Будет ли осуществляться поддержка с помощью телефона, Интернета? Надёжный франчайзинг предполагает посещение руководства 1 раз в три месяца. Франчайзи же должен посещать главный офис раз в месяц.
Расспросите руководство о контроле. Надёжная франшиза предполагает наблюдение за исполнением поставленных задач, например, контролирует набор сотрудников, ценообразование. Некоторые франчайзеры пользуются услугой «тайного покупателя». Смысл такой проверки заключается в возможности руководителя увидеть свой бизнес глазами клиентов.
Маркетинговая кампания и анализ неблагоприятных исходов
Узнайте, каким образом осуществляется реклама и с помощью каких каналов:
- Интернет;
- телевидение;
- СМИ;
- наружная реклама.
Проводятся ли франчайзером праздничные акции? Кто должен оплачивать буклеты, флайеры, визитки, баннеры? Какие затраты на рекламную кампанию будет оплачивать франчайзер, а какие – Вы? Данные вопросы нужно озвучить, когда Вы будете выбирать франшизу. Хорошие франшизы предполагают проведение акций, оплачивают рекламные буклеты. Начальные затраты на маркетинговую кампанию берёт на себя руководство, а в дальнейшем поддерживает её франчайзи.
Выбирать надёжную и правильную франшизу нужно, опираясь и на её неудачную работу. Проанализируйте примеры неблагоприятных исходов, с чем они могут быть связаны. Для того чтобы избежать неудачи в работе, спросите у руководства о страховании активов. Оно производится для того, чтобы после того как Ваша фирма начнёт приносить доход, партнёр не смог принудить Вас продать бизнес.
Расспросите о том, какие предприятия были закрыты и по какой причине. Уточните, предусмотрена ли система штрафов за невыполнение поручений или же за нарушения. Во время подписания договора обратите внимание на пункт об ответственности: франчайзер должен нести выполнять все обязательства, прописанные в договоре.
Последний пункт, на который стоит обратить внимание при выборе франшизы – количество средств, которыми Вы обладаете и готовы потратить на развитие бизнеса.
Последние статьи
-
8071
-
7960
-
10147
-
14734
-
12964
-
16978